Нюансы составления договора между объектами и субъектами международного франчайзинга

Международный франчайзинг сегодня используется для продвижения товаров и услуг на мировом рынке. Точно также подписывает договор, в котором прописаны основные позиции.

Есть ли какие-то отличия? Разберемся с этим подробно.

Скрыть содержание

Определение термина

Международный франчайзинг — что это такое?

Международный франчайзинг — это способ продвижения бренда на рынках различных стран, при этом у товара или услуги полностью будет отсутствовать конкуренция.

В основном это относится к крупным предприятиям, которые выпускают необычные машины или бытовую технику. При этом такая продукция обычным способом либо совсем не поставляется в другие страны, либо в ограниченных небольших количествах.

Объекты и субъекты международного франчайзинга

Объектом международного франчайзинга называется право пользоваться «деловым комплексом» за определенную плату с выполнением установленных условий со стороны франчайзи.

Объектами могут быть:

  • фирменные названия;
  • товарные знаки;
  • коммерческие тайны;
  • продукты или услуги;
  • производственные и бизнес процессы.

Субъекты международной франшизы:

  • франчайзер – крупная фирма, у которой есть определенная репутация и известная торговая марка на рынке. Такая компания предлагает второй стороне на конкретных условиях пользоваться её торговым знаком, реализовывая продукты или услуги;
  • франчайзи – это инвестор, который покупает у компании – франчайзера право вести коммерческую деятельность. Во франчайзинговой системе может быть множество франчайзи.

Виды франшизы

Существует четыре вида международного франчайзинга:

  1. Комплексный. Головная компания полностью обеспечивает франчайзи: предоставляет право пользоваться торговой маркой, помогает разрабатывать маркетинговую стратегию, подготавливает руководство по эксплуатации, проводит контроль качества товара.

    Сюда в основном относятся обслуживание и аренда недвижимости, ресторанное дело, предоставление индивидуальных услуг, розничная торговля.
  2. Производственный. Взаимоотношения действуют в рамках установленного договора.

    Согласно ему, у франчайзи появляется право под товарным знаком франчайзера пользоваться продукцией, закупать материалы и сырье. Общественное питание – основное направление.

  3. Сервисный. Компания передает предпринимателю проработанную систему оказания услуг. Франчайзи, в свою очередь, предоставляет их потребителям.

    Примерами сервисного франчайзинга можно считать обслуживание кредитных карт или автомобилей.
  4. Сбытовой. В этом виде франчайзинга происходят взаимоотношения в торговых отраслях. Сюда относятся крупные автомобильные заправки, сети магазинов по типу Макдональдса.

Процедура составления договора

Международным франчайзинговым договором называют типовой документ ICC, который используется во время дистрибьютерских соглашений.

В договоре международного франчайзинга обязательно должны учитываться следующие пункты:

  1. Ноу-хау. Это любая конфиденциальная и ценная информация, методы работы и опыт франчайзера.
  2. Благодаря этим факторам у франчайзи есть все шансы для повторения успеха компании. Кроме того, фирма обязуется обучать и всячески помогать предпринимателю.
  3. Патенты, торговое название и товарные знаки. Подписывая договор, франчайзи признает, что его право участвовать в системе принимает франчайзер.
  4. Территория и товар. На незанятой территории достичь результата значительно проще, нежели на той, где есть множество конкурентов.

    Тоже самое касается и продукции – чем она эксклюзивнее, тем лучше.

  5. Роялти и маркетинговые сборы. В договоре обязательно прописывается время и стоимость оплаты этих услуг.

    В некоторых случаях компания предусматривает отсутствие подобных выплат.

  6. Сроки действия договора и его продление. Он может быть как нормированный, так и ненормированный. Об этом необходимо узнавать заранее у франчайзера.

Скачать образец договор международного франчайзинга

Особенности бизнеса

Транснациональный характер характерен для сделок такого вида франчайзинга. К примеру, у компании есть офисы в Венгрии или Бразилии, а покупатель франшизы живет в Японии.

Соответственно, отношения сторон попадают под нормы международного частного права. Благодаря этому у каждого партнера появляется возможность выбирать применимые к договору конкретную судебную юрисдикцию и права.

В некоторых случаях необходимо учитывать права противоположного государства, а не право, которое выбрали обе стороны.

Активно развиваются законы о торговом представительстве, которые оказывают существенное влияние на регулирование франчайзинговых отношений.

Заключение

Чтобы правильно заключить договор с международной франчайзинговой компанией, необходимо изучать опыт других предпринимателей. Кроме того, обязательно имейте в своем арсенале несколько выгодных торговых предложений. Посмотрев внимательно на договоры каждого предприятия, можно выбрать ту компанию, с которой будет наиболее выгодно сотрудничать.

      
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий