Нюансы составления договора между объектами и субъектами международного франчайзинга
Международный франчайзинг сегодня используется для продвижения товаров и услуг на мировом рынке. Точно также подписывает договор, в котором прописаны основные позиции.
Есть ли какие-то отличия? Разберемся с этим подробно.
Скрыть содержание
- Определение термина
- Объекты и субъекты международного франчайзинга
- Виды франшизы
- Процедура составления договора
- Особенности бизнеса
- Заключение
Определение термина
Международный франчайзинг — что это такое?
Международный франчайзинг — это способ продвижения бренда на рынках различных стран, при этом у товара или услуги полностью будет отсутствовать конкуренция.В основном это относится к крупным предприятиям, которые выпускают необычные машины или бытовую технику. При этом такая продукция обычным способом либо совсем не поставляется в другие страны, либо в ограниченных небольших количествах.
Объекты и субъекты международного франчайзинга
Объектом международного франчайзинга называется право пользоваться «деловым комплексом» за определенную плату с выполнением установленных условий со стороны франчайзи.
Объектами могут быть:
- фирменные названия;
- товарные знаки;
- коммерческие тайны;
- продукты или услуги;
- производственные и бизнес процессы.
Субъекты международной франшизы:
- франчайзер – крупная фирма, у которой есть определенная репутация и известная торговая марка на рынке. Такая компания предлагает второй стороне на конкретных условиях пользоваться её торговым знаком, реализовывая продукты или услуги;
- франчайзи – это инвестор, который покупает у компании – франчайзера право вести коммерческую деятельность. Во франчайзинговой системе может быть множество франчайзи.
Виды франшизы
Существует четыре вида международного франчайзинга:
- Комплексный. Головная компания полностью обеспечивает франчайзи: предоставляет право пользоваться торговой маркой, помогает разрабатывать маркетинговую стратегию, подготавливает руководство по эксплуатации, проводит контроль качества товара.
Сюда в основном относятся обслуживание и аренда недвижимости, ресторанное дело, предоставление индивидуальных услуг, розничная торговля.- Производственный. Взаимоотношения действуют в рамках установленного договора.
Согласно ему, у франчайзи появляется право под товарным знаком франчайзера пользоваться продукцией, закупать материалы и сырье. Общественное питание – основное направление.
- Сервисный. Компания передает предпринимателю проработанную систему оказания услуг. Франчайзи, в свою очередь, предоставляет их потребителям.
Примерами сервисного франчайзинга можно считать обслуживание кредитных карт или автомобилей.- Сбытовой. В этом виде франчайзинга происходят взаимоотношения в торговых отраслях. Сюда относятся крупные автомобильные заправки, сети магазинов по типу Макдональдса.
Процедура составления договора
Международным франчайзинговым договором называют типовой документ ICC, который используется во время дистрибьютерских соглашений.
В договоре международного франчайзинга обязательно должны учитываться следующие пункты:
- Ноу-хау. Это любая конфиденциальная и ценная информация, методы работы и опыт франчайзера.
Благодаря этим факторам у франчайзи есть все шансы для повторения успеха компании. Кроме того, фирма обязуется обучать и всячески помогать предпринимателю.- Патенты, торговое название и товарные знаки. Подписывая договор, франчайзи признает, что его право участвовать в системе принимает франчайзер.
- Территория и товар. На незанятой территории достичь результата значительно проще, нежели на той, где есть множество конкурентов.
Тоже самое касается и продукции – чем она эксклюзивнее, тем лучше.
- Роялти и маркетинговые сборы. В договоре обязательно прописывается время и стоимость оплаты этих услуг.
В некоторых случаях компания предусматривает отсутствие подобных выплат.
- Сроки действия договора и его продление. Он может быть как нормированный, так и ненормированный. Об этом необходимо узнавать заранее у франчайзера.
Скачать образец договор международного франчайзинга
Особенности бизнеса
Транснациональный характер характерен для сделок такого вида франчайзинга. К примеру, у компании есть офисы в Венгрии или Бразилии, а покупатель франшизы живет в Японии.
Соответственно, отношения сторон попадают под нормы международного частного права. Благодаря этому у каждого партнера появляется возможность выбирать применимые к договору конкретную судебную юрисдикцию и права.
В некоторых случаях необходимо учитывать права противоположного государства, а не право, которое выбрали обе стороны.
Активно развиваются законы о торговом представительстве, которые оказывают существенное влияние на регулирование франчайзинговых отношений.Заключение
Чтобы правильно заключить договор с международной франчайзинговой компанией, необходимо изучать опыт других предпринимателей. Кроме того, обязательно имейте в своем арсенале несколько выгодных торговых предложений. Посмотрев внимательно на договоры каждого предприятия, можно выбрать ту компанию, с которой будет наиболее выгодно сотрудничать.