Основные термины франчайзинга: что такое франшиза и франчайзер, цена в России и другие нюансы

Возникновение такой бизнес-технологии, как франчайзинг, произошло относительно недавно.

Несмотря на уверенное распространение, франчайзинг не может похвастать широким охватом всех направлений деловой сферы. Причин тому несколько, и основная – неосведомлённость.

Термин знаком многим, он на слуху, но в деталях принцип действия метода знаком не всем. Быть неосведомлённым в таких вещах – означает упустить возможности, поэтому имеет смысл ознакомиться с вопросом поближе.

В этой статье мы обсудим все о франшизе — термины и их значение.

Скрыть содержание

Что это такое?

Франшиза, или франчайзинг – это способ ведения бизнеса, при котором одна развитая компания (фирма, бренд) за деньги передаёт другой компании возможность работать под своим именем или используя свои бизнес-схемы.

Смысл в том, что начинающая фирма часто никак не может выйти на достойный уровень из-за своей неизвестности.

Начиная деятельность под вывеской известных компаний, можно сэкономить большое количество времени на развитие, меньше расходов уйдёт на рекламу, эффективнее и легче привлекать клиентуру.

То есть, весь путь от начинающих игроков на рынке до серьёзных бизнес-структур можно начать, как минимум, с половины пути.

Кто такой франчайзер?

Многие задаются вопросом: франчайзер — что это такое? Франчайзер — это сторона, продающая возможность использования своего имени. То есть, это владелец франшизы.

Иногда встречается несколько иное написание – франчайзор. Франчайзор или франчайзер — разницы нет никакой.

Роль компании франчайзера не ограничивается лишь передачей определённых прав и получением денег. Дело в том, что присутствует немалый риск испортить свою деловую репутацию, связавшись с неопытными или недобросовестными организациями. Поэтому применяется довольно сложный комплекс мероприятий, включающий в себя обучение персонала, контроль за соблюдением технологий и правил ведения дел и т.д.

Вообще франчайзеры часто предлагают жёсткие условия, ставящие приобретателя франшизы в достаточно узкие рамки, выход за которые чреват штрафными санкциями.

Франчайзи

Сторона, приобретающая права использования марки и бизнес-модели раскрученных брендов, называется франчайзи (пользователь).

Цели, преследуемые ими, выражаются в значительной экономии времени на продвижение имени, на выработку собственного метода и стиля работы. И экономия эта весьма значительна, поскольку приобретение франшизы – весьма недешёвое мероприятие, влекущее за собой некоторую потерю самостоятельности и определённые ограничения.

И если франчайзи идёт на эти уступки, то лишь из-за реальности успешного функционирования буквально с первых дней. К тому же, со стороны курирующей фирмы возможна определённая помощь, консультации, помогающие избегать грубых ошибок, неизбежных на первых порах.

Договор франчайзинга

Любое соглашение, особенно в деловой сфере, требует официального оформления. С юридической точки зрения понятия «франшиза» не существует, точнее, оно не введено законодательно в оборот. Поэтому применяется наиболее близкий по сути аналог – договор коммерческой концессии.

Он включает в себя все важные позиции, какие именно права передаются в пользование, кому и на какой срок, права и обязанности сторон, ограничения и ответственность за нарушения.

Оговариваются условия, при которых договор может быть изменён, например – нерентабельность, невыполнение условий или обязательств и т.д.

Производится государственная регистрация договора, и он вступает в силу.

Франшиза: цена в России

Сколько стоит франшиза? Понятно, что основным мотивом франчайзера является желание заработать. Учитывая появляющиеся при этом риски и заботы, стоимость франшизы в России должна быть такой, чтобы компенсировать все неудобства и принести достойный доход.

Чем известнее и успешнее фирма, продающая возможность использования своего товарного знака, тем выше стоимость. При этом, она складывается из нескольких типов платежей:

  1. Паушальный взнос франшизы — это стоимость франшизы. Это первоначальный взнос, который покупатель платит франчайзеру согласно договору франшизы. Фиксированная сумма, выплачиваемая в единоразовом порядке, является оплатой франшизы — права использования интеллектуальной собственности продавца.
  2. Роялти. Это процент франшизы — периодические выплаты по франшизе, поступающие от франчайзи в пользу франчайзера. Величина их обычно зависит от оборота и указывается в процентах, либо это фиксированная сумма, которая регулярно перечисляется продавцу.

    Возможен нулевой процент роялти, когда либо все финансовые вопросы решены при оплате паушального взноса, либо поставляемые франчайзером расходники или иные товары наценены на нужную сумму.

    Необходимо понимать, что роялти – это плата за консалтинговые и обучающие программы, за управление предприятием от лица франчайзера, который не меньше заинтересован в успехе своих подопечных.
  3. Инвестиции. Это те расходы, которые идут на обеспечение функционирования – закупку оборудования, помещение, материалы, расходники и т.д. Бывают франшизы без первоначальных инвестиций, и наоборот – когда приходится значительно вложиться в оборудование и материалы.
  4. Стартовая цена франчайзинга/франшизы. Это сумма, по которой покупатель может определить реальные расходы при покупке франшизы. Практически это – паушальный взнос и инвестиции, сложенные вместе и показывающие единовременную требующуюся сумму для начала работы. Обычно в предложениях о приобретении франшиз не указывается, но говорит о многом, так как позволяет покупателю взвесить свои силы и возможности и решить, по плечу ли ему такое приобретение.

Оборот

Сумма, полученная от осуществляемой деятельности, реализации всех товаров, предоставления всех услуг и т.д., называется оборот франшизы. То есть, это все поступления без всяких вычетов, полученные во время отчётного периода.

Сумма во многом имеет значение, скорее, статистическое, так как включает в себя все расходы и затраты.

Тем не менее, именно с оборота чаще всего высчитываются роялти, если в договоре не указан какой-либо иной способ.

Прибыль

Прибыль франшизы – что это за сумма? Та, которая остается после вычета из оборота всех издержек и затрат на осуществление работ.

Обычно договор франшизы чётко определяет, каким способом высчитывается прибыль, чтобы избежать разночтений и возникающих споров.

Окупаемость

Срок, который требуется для покрытия издержек на приобретение франшизы и необходимые инвестиции, или срок окупаемости франшизы может быть разным. Практика показывает, что наиболее распространён срок 24 месяца.

По статистике, чтобы окупить франшизу, меньше года требуется только одному франчайзи из десяти.

Есть и вовсе неокупаемые франшизы, и риск покупателя в таких случаях неоправдан.

Чаще всего, окупаемость и рентабельность франшизы полностью зависит от качества поддержки франчайзером, который плотно занимается делами своих подопечных.

Сроки

Принцип любого бизнеса – непрерывность и постоянство. Поэтому и у франшизы срока чаще всего нет. Даже если в договоре имеется указание какого-либо определённого периода функционирования, то имеется и механизм самопродления работы.

В основном, причинами прекращения действия договора являются невыполнение условий какой-либо стороной, или банкротство какой-либо стороны. Могут быть и другие причины, по которым действие договора должно длиться определённый срок, и они указываются в договоре вместе с нужным сроком действия. При этом, указываются и условия, при которых договор автоматически продляется на новый срок.

Франшиза с выкупом продукции

Способ ведения бизнеса, при котором франчайзер или другие лица осуществляют гарантированный выкуп производимой продукции. Такие условия довольно привлекательны для франчайзи, который гарантирован от перепроизводства и переполнения складов, может не опасаться за сбыт.

Для покупателей такой тип сотрудничества хорош гарантированным поступлением нужного товара, расходников или прочих необходимых материалов, поступление которых в обычном режиме может быть затруднено. Чаще всего, товар при таком виде франшизы является малоликвидным, востребованность которого узкоспециализирована и для обычного предпринимателя интереса не представляет.

Мастер франшиза

Мастер франшиза — это что? Вид франчайзинга, когда покупаются права на использование торговой марки крупной компании на определённой территории, или в масштабах целой страны.

Таким образом одна компания по франшизе охватывает сетью точек большую территорию, что устраняет лишнюю конкуренцию, делает бизнес более устойчивым к колебаниям спроса, снижает риск падения доходов.

Если компания имеет большое количество точек обслуживания, то ей не так страшны мелкие проблемы, возникающие из-за сезонных падений прибыли, местных проблем и т.д.

Имеется возможность регулирования работы того или иного отделения фирмы, составления статистики и общего влияния на рынок в целом регионе, что существенно усиливает позиции франчайзи и помогает ему в укреплении бизнеса.

Ребрендинг

Под таким названием обычно подразумевается ситуация, когда фирма, которая уже занималась ранее определённым типом деятельности, приобретает франшизу и начинает работать по тому же профилю, но под иной вывеской. То есть, готовое предприятие просто меняет своё имя, не меняя сути работы и не переходя на другой профиль.

Такое может быть выгодно для экономии на рекламе – раскрученный бренд гораздо проще находит своего клиента, или для вывода компании на новый уровень, используя достигнутые наработки. Нет необходимости закупать оборудование, искать помещение, персонал и т.п. Вся подготовительная работа давно сделана, и требуется только известность, которая и является целью приобретения франшизы.

Монобрендинговая франшиза

Ситуация, когда договор франшизы жёстко ограничивает работу только с одним поставщиком или производителем расходных материалов или других товаров, называется монобрендинговой франшизой.

Такой вид бизнеса считается рискованным, поскольку не даёт возможности гибкого реагирования на какие-либо события, нарушающие обычный ход работ и вынуждающий франчайзи полностью зависеть от одной фирмы.

Любые проблемы у неё автоматически отразятся на работе покупателя франшизы, тем самым ставя под угрозу его доход и саму возможность работы.

Поэтому при покупке прав следует тщательно выяснять все обстоятельства договора и проверять всеми доступными средствами надёжность положения фирмы, от которой придётся зависеть.

Мультибрендинговая франшиза

Этот тип позволяет избежать рисков монобрендинговой франшизы, позволяя работать с несколькими партнёрами и значительно снижая тем самым все риски. Вопросы, которые могут возникнуть, решаются своевременным контактом с другими компаниями, исключается сама возможность остановки работы из-за проблем с поставщиком.

Мультибрендинг – весьма полезный тип франшизы, и при заключении договора следует убедиться, что он именно таковой, для исключения нежелательных трудностей в будущем.

Применение франшизы сулит большие перспективы развития бизнеса, сокращая время на продвижение и рекламу и позволяя начинать не с нуля.

Все стороны процесса выигрывают от такого сотрудничества, создаётся обширная сеть под одной маркой, что существенно укрепляет позиции бренда на рынке и способствует его развитию. Расширение сети позволяет захватывать новые территории и регионы, усиливая позиции и выводя фирму на более высокий уровень.

      
Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

  1. Марианна

    Действительно, на постсоветские просторы франчайзинг пришёл в 90 -х годах. По своим внешним признакам франчайзинг очень похож на процесс создания представительств (филиалов) . Однако, внутренний механизм взаимоотношений франчайзера и франчайзы даёт возможность говорить о различиях между этими двумя моделями бизнеса. Во-первых, это юридическая независимость, что не скажешь о филиале. Во-вторых, все взаимоотношения регулируются только договором между сторонами! И третье, это , конечно же , источник финансирования, а именно — весь финансовый груз лежит на плечах франчайзы. В общем, как сказано в статье, создаётся некая сеть с захватом новых территорий.