Основные пункты и условия договора коммерческой концессии и франчайзинга: примеры и образцы

Многие предприниматели хотят понять, что такое договор коммерческой концессии, и в каких условиях он практикуется.

Кроме того, необходимо знать, какими бывают условия договора франшизы.

Поэтому решим эти вопросы подробным образом.

...

Оглавление:

Что это такое?

Договором коммерческой концессии это соглашение, согласно которому правообладатель должен предоставить предпринимателю за вознаграждение в установленные сроки возможность пользоваться товарным знаком, а также другими правами, прописанными в сделке.

Именно благодаря ему каждая из сторон может делать только то, что указывает официальный документ.

Есть ли отличия между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии?

В ГК РФ в 54 главе дано определение коммерческой концессии.

Согласно ему, этот термин можно обозначить одним словом – разрешение.

Поэтому его трактуют как коммерческую уступку прав на использование объектов коммерческой лицензии или интеллектуальной собственности.

По закону правообладатель сводит сотрудничество исключительно только к передаче прав. Таким образом, договором франчайзинга это формально не является.

Однако здесь можно поставить и знак равенства. Оба вида договоров имеют одну общую экономическую цель – продвигать на рынке свой торговый знак.

Так как в вышеупомянутой главе нет ни одного слова о договоре франчайзинга, то у сторон появляется выбор – вести деятельность по условиям коммерческой концессии или же по лицензионному соглашению.

Так или иначе, франчайзинговое предложение прослеживается во всех документах. О том, что это такое договор франчайзинга более подробно рассказывается в следующей статье.

Цели, предметы, сроки, стороны, формы

Основная цель соглашения коммерческой концессии – это создание хозяйственного комплекса на базе конкретных объектов по исключительным правам, которые принадлежат определенному лицу.

Предметом договора коммерческой концессии является:

  • комплекс эксклюзивных прав, которые закреплены за правообладателем и индивидуализирующих либо оказываемые им услуги/продаваемые товары, либо его право на коммерческое обозначение. В этом случае фирменное наименование должно быть сокращенным;
  • возможность пользоваться принадлежащим правообладателю ноу-хау, которое не подлежит обязательной государственной регистрации, и не составляет объект исключительных прав;
  • регулярная всяческая помощь и содействие от правообладателя, чтобы товары и услуги предоставлялись на высшем уровне.

Сроки договора коммерческой концессии должны быть определены по взаимному согласию каждой из сторон.

Закон позволяет заключит соглашение на конкретный срок, либо же не определяя его.

На этот счёт существуют разные точки зрения, однако с уверенностью можно сказать – срок конвенции не является её существенной деталью.

Стороны такого договора – это правообладатель и предприниматель (либо же коммерческая организация). Правообладателем считается лицо, у которого на момент заключения сделки есть исключительное право на торговую марку.

Гражданский Кодекс Российской Федерации в статье 1028 говорит, что единственная форма заключения договора коммерческой концессии – письменная. Иначе он признается недействительным.

ГК РФ Статья 1028. Форма и регистрация договора коммерческой концессии

  1. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме.
    Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.
  2. Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.

Правовое регулирование: упоминание в законодательных актах

Основные законодательные акты Гражданского Кодекса Российской Федерации:

  • ст.971, п.1, указывающая на юридические действия по предмету сделки;

    ГК РФ Статья 971. Договор поручения

    1. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
    2. Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.

  • ст.990, п.1, в которой указывается на проведение количества сделок;

    ГК РФ Статья 990. Договор комиссии

    1. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
      По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
    2. Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.
    3. Законом и иными правовыми «актами» могут быть предусмотрены особенности отдельных видов договора комиссии.

  • ст.1027, в которой франчайзер обязуется передать франчайзи право пользоваться брендом/торговой маркой на установленных в соглашении условиях;
  • ст.1028 с требованиями, которые предъявляются к форме договора;
  • ст.1030. В ней расписан ряд возможных способов расчета франчайзи и франчайзера;

    ГК РФ Статья 1030. Вознаграждение по договору коммерческой концессии

    Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

  • ст.1031, в ней распределены обязанности обладателя бренда;
  • ст.1032 – описаны обязанности пользователя;
  • ст.1033 – указаны ограничения прав каждой из сторон договора;
  • ст.1034 – нормы ответственности, которые несет правообладатель по любому требованию, предъявляемому предпринимателем;

    ГК РФ Статья 1034. Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю

    Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.
    По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

  • ст.1039 – расписаны некоторые основания об ответственности правообладателя;

    ГК РФ Статья 1039. Последствия изменения коммерческого обозначения

    В случае изменения правообладателем коммерческого обозначения, входящего в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, этот договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжение договора и возмещение убытков. В случае продолжения действия договора пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

  • ст.1040, позволяющая правильно определить срок жизни договора;
  • ст.1489, п.2 – объясняется, что качество товара должно соответствовать заявленному.

Основные пункты соглашения

В договоре коммерческой концессии главными пунктами выступают:

  • указание на то, что пользователь и правообладатель являются основными сторонами;
  • сам товарный знак (подлежит обязательной регистрации.

    Кроме того, его необходимо максимально защитить в каждой используемой категории, опираясь на международную классификацию);

  • возможность заключение договора появляется, когда ИП или организация сделает государственную регистрацию;
  • предоставление эксклюзивных прав на развитие по конкретной территории (многим предпринимателям это требуется, чтобы избежать серьезной конкуренции. Но в этом случае в дело включается Роспатент. Эта организация может отказать в регистрации без объяснения причин.);
  • возможность прохождения бесплатного обучения (иногда оно входит в стоимость паушального взноса);
  • список поставщиков, если речь идёт о каком-то конкретном товаре (франчайзеру требуется, чтобы каждый из партнеров закупался только у заранее прописанных организаций. Этот пункт, как и все в договоре, нельзя нарушать. Если это произойдет, то компания вправе «выкинуть» из сети нерадивого франчайзи);
  • модификация торговой точки (чтобы предпринимателю не тратить свои деньги на преобразование своего производства, ему по договору выплачивается компенсация);
  • прописан пункт, согласно которому деятельность предпринимателя защищается определенными гарантиями по закону;
  • указывается на то, что в подобном договоре не могут принимать участие государственные образования и некоммерческие компании;
  • определена форма договора, показана его цель;
  • осуществление проверок (регламентируются стандарты качества. Согласно им франчайзер будет проверять торговую точку и всю документацию в установленные сроки);
  • взносы на рекламу и маркетинг (расписывается перечень трат, согласно которому распределяются все средства);
  • прописано, что такой документ может быть заключен только в письменном виде;
  • показано, что должно подлежать официальной регистрации;
  • написана сумма инвестиционных средств, которые потребуется вложить изначально;
  • указана ответственность сторон за соблюдение договора, а также его прекращение.

Скачать примерный образец договора франшизы, франчайзинга — (образец коммерческой концессии).

Регистрация в Роспатенте

Как оформляется регистрация договора франчайзинга в Роспатенте?

Ранее неоднократно указывалось, что договор заключается только в письменном виде.

Более того, чтобы его оформить, нужно пройти ряд жестких требований.

Необходимо отправиться в ФНС Российской Федерации и пройти в нем регистрацию.

После этой процедуры дорога предпринимателя лежит в Роспатент.

Основная цель – это установить требования в отношении появления, возможных изменений и прекращения права пользоваться торговой маркой.

Если договор содержит всевозможные ноу-хау, то регистрируется только тот документ, в котором нет каких-либо секретных данных.

Какую стоимость имеет данная процедура? За один торговый бренд необходимо заплатить государственную пошлину. Её размер – 10 000 рублей. Если требуются какие-то дополнительные свидетельства, то за каждое нужно выложить по 8 500 р.

Изменение и расторжение

Гражданский Кодекс Российской Федерации в 54 главе устанавливает все нормы расторжения договоров. Согласно ему, расторгнуть такой документ может только владелец товарного знака. Если договор бессрочный, то франчайзи при необходимости может сделать запрос на выход из бизнеса.

Сделать это необходимо за полгода до решения. Если заключался срочный документ, то время для этого значительно уменьшается – заявка подается за две недели. Встречаются также договоры и с возможностью расторжения в одностороннем порядке. Но, так как франчайзеру подобные действия невыгодны, такие условия в последнее время – редкость.

Бывает и так, что договор может измениться. В этом случае закон устанавливает выплату государственной пошлины. Она равна 1 500 рублей. Если документ требует расширения деятельности, то за это также выплачивается 1 500 рублей, но притом прибавляется ещё 8 500 рублей за каждую торговую марку, внесенную в договор.

Заключение

Зная все тонкости договора коммерческой концессии, можно быть уверенным в заключении сотрудничества только с лучшей компанией. При этом вы можете консультировать тех, кто обращается за помощью в разъяснении.

      
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

Подписка (E-mail)